Вернуться к алгоритму -> Шаг 7. Изучаем результаты работы
Изучение результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников
 
Что именно изучаем?
Планируемый результат воспитания и цель воспитания – это, по сути, одно и то же. И поскольку целью воспитания является личностное развитие ребёнка, то и результатом воспитания является все то же личностное развитие, которое проявляется в усвоении ребёнком социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и приобретении им опыта осуществления социально значимых дел.
Однако личностное развитие ребёнка происходит отнюдь не только в процессе воспитания, но и в ходе стихийной социализации, и в ходе саморазвития ребёнка. Поэтому выделить в его развитии именно результаты воспитания очень сложно, и правильнее было бы говорить о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников в целом. Вот об этих результатах мы и будем говорить. Данный шаг важен не для того, чтобы педагог смог увидеть результаты своих усилий, а для того, чтобы понять, над какими проблемами личностного развития детей ему предстоит работать в дальнейшем.
 
Как изучаем?
Изучать и анализировать результаты воспитания, стихийной социализации и саморазвития школьника, на наш взгляд, лучше всего при помощи педагогического наблюдения. Это может быть наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребёнка в мир человеческих отношений или в организуемых педагогом беседах о тех или иных нравственных проблемах. Педагогическое наблюдение  хорошо себя зарекомендовавший, но, увы, несколько забытый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. А между тем наблюдение обладает рядом преимуществ по сравнению с анкетами, тестами, опросниками, которые сегодня столь популярны в массовой практике, и вот почему.
Ребёнок развивается более интенсивно, чем взрослый. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь как информацию «здесь и сейчас», становится проблематичным и не отражающим в должной мере динамику личностного развития школьников. Метод же наблюдения, если осуществлять его постоянно, дает нам постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка и тем самым в большей мере отвечает особенностям развития школьников. Кроме того, работающий с детьми педагог непосредственно включён в повседневную школьную жизнь детей таким образом, он осуществляет «включённое наблюдение» и, в отличие от анкет или тестов, «в состоянии регистрировать мелкие, кажущиеся незначительными факты, которые могут быть симптомами важных внутренних процессов, происходящих в личности» (А.В.Мудрик). И, наконец, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы кто-то из детей интерпретирует совсем не так, как того ожидали разработчики анкет. В результате ответы этого ребёнка оцениваются неадекватно, и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника.
Итак, если уж педагог решился использовать метод наблюдения, то ему следует уделить особое внимание наблюдению за поведением ребёнка в ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностно окрашенный выбор. В таких ситуациях ребёнок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать… В основе такого выбора далеко не всегда лежат соображения практического удобства, как это может показаться на первый взгляд. Очень часто основание такого выбора – ценности, которые разделяет ребёнок. Следовательно, наблюдение за его поведением в подобных ситуациях может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребёнка в данный момент, и о том, как эти ценности представлены в его знаниях, в его отношениях, в его действиях.
Рассмотрим эти ситуации.
 
В каких ситуациях осуществляется наблюдение?
Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время конфликтов  друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?
Ситуация новичка. Как ребята в вашем классе встречают «новенького»? Заботятся о нём, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные «проверки»? Как вообще принимают они другого человека?
Ситуация соотнесения. Как ведут себя школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда каждому приходится сравнивать себя с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?
Ситуация успеха. Как школьники переживают свои успехи и неудачи? В чём видят их причины? Способны ли они достойно пройти испытание «медными  трубами»?
Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие ситуации столкновения мнений также позволят лучше увидеть своих воспитанников  их взгляды на обсуждаемую проблему, отношение к чужим мнениям и к людям, которые их высказывают.
Ситуация игры. Игра также предоставляет большие возможности для наблюдения за школьниками. Ведь поведение ребёнка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока.
Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно создавать и специально.
 
Как фиксировать результаты?
Фиксировать же результаты педагогического наблюдения можно различными способами: вести специальный дневник, делать записи в блокноте, записывать на диктофон свои размышления и т.п. Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать и специальную «Карту наблюдений». Ниже представлен один из множества её вариантов. Его можно редактировать, сокращать и видоизменять так, как удобно и как подсказывает здравый смысл.
Итак, «Карта педагогических наблюдений» – это таблица, состоящая из 4-х колонок.
Колонка 1. «Предмет наблюдения». Здесь дается перечень тех компонентов личностного развития детей, которые могут стать предметом педагогического наблюдения.
Колонка 2. «На что важно обратить внимание». Здесь приводится примерный перечень вопросов, на которые педагогу важно обратить свое внимание в процессе наблюдения. Эти вопросы своеобразный ориентир, который поможет ему вести осмысленное наблюдение, осмысленный анализ высказываний и поступков его воспитанников.  
Колонка 3. «Текущие заметки». Эта колонка предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения детей. Она заполняется постепенно, по мере необходимости.
Колонка 4. «Выводы». Эта колонка заполняется педагогом по итогам цикла наблюдений (например, годичного). Здесь фиксируются выводы о тех проблемах личностного развития детей, над которыми педагогу предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, следует обратить внимание на следующее:
- удовлетворен ли педагог характером и объемом тех социально значимых знаний, которые он наблюдает у своих воспитанников, достаточен ли он для детей этого возраста?
- удовлетворен ли педагог характером отношения своих воспитанников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в детской группе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет свойство меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся дети)?
- удовлетворен ли педагог опытом участия своих воспитанников в социально значимых делах, которые он для них организовывал?
- какова общая динамика развития личности школьников за время наблюдений?
- каковы наиболее острые проблемы, над чем предстоит работать в дальнейшем?
Вот как может выглядеть такая «Карта наблюдений»:
 
 
Предмет
наблюдения
 
 
На что важно
обратить внимание
 
Текущие
заметки
 
Выводы
Знание школьниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение школьников к своему Отечеству, опыт деятельного выражения своей гражданской позиции
Соответствуют ли те знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших воспитанниках, их возрасту?
Как понимается ими Отечество – это их родной дом, город, регион, страна?
Если ваши воспитанники испытывают чувство гордости за свое Отечество, каков именно предмет их гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?
Добавляется ли к этому чувству еще и чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества, стремление изменить то, что мешает ему развиваться?
Связывают ли ваши воспитанники то, что происходит с их страной, с тем, что происходит лично с ними, или им кажется, что здесь нет никакой связи?
Не перерастает ли гордость за свое Отечество в гордыню, высокомерие и чувство национальной исключительности?  
Насколько искренне отношение ваших воспитанников к своему Отечеству, не является ли оно конъектурным - вызванным модой на патриотизм, или, напротив, - показным пренебрежением?
 
 
Знание школьниками норм поведения человека на природе, отношение школьников к природе, опыт природоохранных действий
Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, стараться не покупать одноразовые товары, дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, полиэтиленовые пакеты для упаковки сделанных покупок, экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу, не мусорить, стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми и т.п.
Стараются ли они соблюдать эти правила?
Свойственно ли вашим воспитанникам чувство жалости к животным, птицам, насекомым, растениям?
 
 
Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру, опыт миротворческих действий и конструктивного решения конфликтных ситуаций
Ценятся ли среди ваших воспитанников миролюбие, умение договориться, прийти к согласию?
Считают ли они, что использовать силу можно только лишь для самозащиты и защиты тех, кто в этом нуждается?
Каково их отношение к тем, кто использует силу для укрепления собственного авторитета в детской группе?  
Каково отношение ваших воспитанников к войнам, оружию, военизации жизни обычных людей?
Считают ли они, что наша страна находится во враждебном окружении и поэтому должна сама использовать в отношениях с соседями политику силы?
 
 
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в пространстве культуры, отношение школьников к культуре, опыт создания собственных произведений культуры, опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества
Какова культура речи ваших воспитанников?
Каково их отношение к мировому культурному наследию? Интересуются ли им, что о нем знают?
Ценят ли они искусство? Каким видам искусства отдают предпочтение?
Есть ли у ваших воспитанников чувство вкуса? Замечаете ли вы его в манере одеваться, говорить, двигаться, в прическе, макияже, внешнем виде вообще?
 
 
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение школьников к знаниям, опыт самостоятельного приобретения новых знаний, опыт проведения научных исследований
Любознательны ли ваши воспитанники?
Любят ли энциклопедии?
Читают ли они вообще что-то сверх школьной программы? Любят ли читать?
Осваивают ли они новые информационные технологии получения знаний?
Каково отношение класса к хорошо успевающим ученикам?
Престижно ли в классе хорошо учиться?
 
 
Знание школьниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение школьников к труду, опыт участия в трудовых делах
Трудолюбивы ли ваши воспитанники?
Помогают ли родителям по хозяйству?
Умеют ли ценить заработанные родителями деньги?
Как относятся к умственному и физическому труду? Не чураются ли физического труда?
 
 
Знание школьниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям, опыт заботы о других людях, опыт оказания помощи другим людям, опыт благотворительности и волонтерства
Каково отношение ваших воспитанников к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли?
Как они относятся друг к другу, дружелюбны ли, умеют ли они прощать обиды, помириться после драки или размолвки?
Как они относятся к нуждающимся? Свойственны ли вашим воспитанникам проявления милосердия?
 
 
 
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, отношение школьников к иным людям, опыт толерантного поведения в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе
Каково отношение ваших воспитанников к иным людям - людям иной расы, национальности, веры, культуры?
Уважительно ли они относятся к чужим взглядам, привычкам, обычаям? Что они знают о них и интересуются ли ими?
Не встречаются ли в поведении ваших воспитанников проявления бытового расизма и ксенофобии?
Не свойственны ли им негативные стереотипы по отношению к людям другой культуры?
Как они вообще относятся к чужому мнению и иным проявлениям непохожести?
 
 
Знание школьниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение школьников к своему здоровью, опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье окружающих
 
Что знают ваши школьники о здоровье и здоровом образе жизни?
Любят ли они подвижные игры, физкультуру, спорт?
Как относятся к своему здоровью и здоровью окружающих?
Как относятся к вредным для здоровья привычкам? Считают ли их пороком?
Не считается ли в классе курение признаком взрослости?
Могут ли ваши воспитанники противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотиков?
 
 
Знание школьниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение школьников к себе, к своему внутреннему миру, опыт самопознания и самореализации
Адекватна ли самооценка ваших школьников?
Оптимистичны ли они в отношении себя, верят ли они в себя, в свои силы?
Каково их душевное самочувствие в школе? Комфортно ли им?
Имеются ли у них возможности для позитивной самореализации в школе?
 
 
 
 
Что это дает?
Результаты наблюдения помогут педагогам:
- делать общий вывод о результатах воспитания, социализации и саморазвития своих подопечных;
- видеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности;
- видеть масштабы каждой проблемы в пределах каждого класса и школы в целом;
- соответственно распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания;
- качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу (не в соответствии с, увы, распространенным в школах принципом «пол – палец – потолок», а в соответствии с выявленными проблемами: то есть не воспитывать «вообще», а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса вопросах воспитания);
- регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам.